МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29 «ТЕРЕМОК» С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ» МО «МИРНИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Контакты: 678196 РС(Я), Мирнинский район, п. Светлый, ул. Молодежная, д.27 8(41136)7-10-84  mdou29-rs@yandex.ru  www.теремок-29.рф


 Контакты: 678196, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, пгт. Светлый, ул. Молодежная, д.27.

Тел. (факс): 8(41136)7-10-84, e-mail: mdou29-rs@yandex.ru, сайт: www.теремок-29.рф


ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

 8(41136)7-10-84 "Теремок"

8(41136)3-00-68 МРУО

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.

Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 

Основные упражнения артикуляционной гимнастики.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд. Лучше, чтобы ребёнок выполнял упражнения перед зеркалом, по показу и под контролем взрослого. Проводить их лучше в игровой форме.

Упражнения для губ

1. Улыбка

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.  

2. Хоботок (Трубочка)

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.           

3. Заборчик

Губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты и видны.        

4. Окошечко

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.      

5.  Чередование положений губ

(Улыбка-Трубочка, Заборчик-Окошечко).     

Статические упражнения для языка

6. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленныйязык лежит на нижней губе.                

7. Иголочка

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.                     

8. Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.         

9. Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.            

10. Парус

Рот открыт, язык поднят за верхние зубы.             

11. Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.               

Динамические упражнения для языка

(следить, чтобы губы не «помогали» языку!)

12. Змейка

Рот широко открыт. Узкий язык быстро сильно выдвигать вперед и убирать вглубь рта (как язык у змеи).                  

13. Часики (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.                    

14. Качели

Рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться к носу и к подбородку.                        

15. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.                       

16. Футбол (Конфетка)

Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.         

17. Чистка зубов

Рот закрыт. Круговыми движениями языка обводить между губами и зубами, в одну, затем в другую сторону.                        

18. Лошадка

Цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.               

19. Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.                         

 

Copyright © МКДОУ № 29 "Теремок", 2012-2018

Контакты: 678196, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, пгт. Светлый, ул. Молодежная, д.27. Тел. (факс): 8(41136)7-10-84, e-mail: mdou29-rs@yandex.ru, сайт: www.теремок-29.рф

www.теремок-29.рф